Сервисы ЖКХ
На нашем портале вы можете найти свою управляющую компанию, отправить в УК показания счетчиков и посмотреть информацию о любом жилом здании города.
Фото рядом
Наблюдайте за публикациями фото в соц. сетях поблизости! Найти нового друга теперь стало проще)
Чтобы быстрее найти интересующую компанию, услугу или товар, используйте поиск или фильтр по категориям. Вы можете оставлять отзывы и оценивать компании, а так же задавать им вопросы, если компания дала на это согласие (иконка ). Владельцы бизнеса могут бесплатно разместить свою компанию здесь, ознакомиться с возможностями каталога можно здесь.
Фильтр по категориям
Этнографический комплекс «Дагестанский аул» – это многофункциональный музейный культурно-образовательный центр, главной целью которого является обеспечение сохранности, пополнение, исследование и популяризация историко-культурного наследия края для жителей и гостей республики. Музей был открыт в 2009 году по указу правительства республики с целью формирования у народов Дагестана чувства идентичности, осознания историко-культурного и духовного единства. «Дагестанский аул» сегодня – это четыре экспозиционно-выставочных зала. Большой зал, где представлена традиционная одежда дагестанских народов, ювелирные украшения, предметы домашнего обихода народов Дагестана. Малый зал, стилизованный под интерьер горского жилища. Зал «Мастерская ремесел», посвященный традиционным промыслам народов Дагестана. Выставочный зал для временных экспозиций – представлена современная авторская одежда, включающая этнические мотивы региона, и изделия современного искусства. В большом зале представлено около 30 национальных дагестанских костюмов, в основном женских. Как и во всех традиционных культурах, одежда, особенности декора и цветовой гаммы указывали на возраст, социальный статус и благосостояние ее обладателя. Костюм горянки включал обязательные элементы – нижнее платье-рубаха, штаны, верхнее платье, головной убор и обувь (кожаная, вязаная и войлочная). Яркие ткани с рисунком обычно носили молодые девушки, дополняя образ некоторыми деталями, в зависимости от региона. Одежду темных оттенков носили, как правило, женщины старшего возраста. Помимо одежды, в большом зале музея представлены ювелирные украшения из серебра. Дагестан славен многовековой историей искусства обработки этого металла. Почти в каждом ауле республики были свои мастера-ювелиры, которые изготавливали всевозможные женские украшения, мужские пояса и газыри. Ювелирное искусство горцев Дагестана объединяют художественные традиции, декоративные приемы и стилистика, несмотря на то, что в каждом селении были свои особенности изготовления украшений. Малый зал – это интерьер дома горца в миниатюре. Жилище играло особую роль в жизни и культуре горцев, куда более важную, чем просто кров. Священным местом в каждом доме был срединный столб, или как аварцы называли его, «столб корня». Если враг врывался в дом горца и наносил увечье столбу, это считалось страшным преступлением против хозяина и его предков. За такую обиду полагалась кровная месть. Центральное место в интерьере дома всегда занимал очаг, который позднее заменил пристенный камин, обрамленный каменной резной плитой. Рядом с очагом находилась деревянная резная утварь, керамическая и медная посуда, а также цагур – большой ларь-шкаф для хранения зерна. Он, как и срединный столб, был богато украшен резным орнаментом. Цагур также представлен в экспозиции малого зала. Кроме того, неотъемлемым атрибутом жилища горца был ковер, который зачастую не только выполнял эстетические функции, но и широко использовался для теплоизоляции холодных глиняных полов и каменных стен. Практически во всех регионах Дагестана было распространено ковроделие, но наиболее преуспели в этом жители южных районов – лезгины, рутульцы, табасаранцы, татами, азербайджанцы. Помимо ковров, горцы активно занимались изготовлением сукна. Главными центрами всегда считались Даргинский, Казикумухский, Аварский, Андийский округа Дагестана. Дагестанцы из поколения в поколение продолжают передавать секреты гончарного мастерства. Неудивительно, что керамические изделия были и остаются одними из самых популярных предметов домашней утвари. Дагестанская керамика – это, прежде всего, разнообразие форм, обилие приемов украшения и богатство росписи. Дагестанский декор невозможно ни с чем спутать благодаря узнаваемой орнаментальной технике. Зал «Мастерская ремесел» посвящен традиционным промыслам народов Дагестана – художественной резьбе по камню, дереву, оружейному промыслу. Резьба по камню – один из древнейших видов народного искусства Дагестана. Резной камень обычно использовался горцами при украшении архитектурных сооружений и каменных намогильных стел. Основными центрами камнерезного искусства издавна были Дербент, селения Кубачи, Сутбук, Мулебки, Ругуджа, Чох, Согратль и другие. Благодаря разнообразию пород древесины и податливости материала горцы охотно занимались резьбой по дереву и использовали деревянные изделия как в быту, так и в архитектурных элементах жилища. Самым крупным центром художественной обработки дерева в Дагестане считается селение Унцукуль, где около двухсот лет назад зародился деревообделочный промысел. Из тростника, растущего по берегам Аварского Койсу, унцукульцы делали ручки для нагаек, кнутовища, трости, а позже эти изделия стали инкрустировать металлом (медь, серебро, мельхиор), а также рогом, костью и бирюзой. Искусство обработки металла зародилось в глубокой древности. В средние века кубачинские мастера были известны далеко за пределами Дагестана как изготовители мечей, кольчуг, удил, стремян. В XII–XIII веках кубачинцы достигли совершенства в изготовлении бронзовых котлов. Известными центрами медночеканного производства было даргинское селение Кубачи, лакские – Кумух и Кунди, аварское селение Гоцатль. Оружейный промысел в Дагестане возник еще в VII веке. Оружие создавалось во многих аулах. Одни из них специализировались по производству холодного оружия, другие – огнестрельного, в некоторых было развито и то, и другое. Наиболее крупными и древними центрами оружейного производства считаются селения Кубачи, Харбук, Амузги, Казикумух, Н. Казанище, Гоцатль, Унцукуль, Согратль, Куяда и прочие.
Дагестанская государственная филармония им. Т. Мурадова – ведущая концертная организация Республики Дагестан. В ее составе: - камерный оркестр (1988 г.), дирижёр – заслуженная артистка РФ Зарифа Абдуллаева; - джаз-оркестр (1995 г.), дирижёр – народный артист РД Магомед Абакаров; - музыкальный лекторий; - струнный квартет; - мастер художественного слова, заслуженная артистка РФ Фаина Графченко; - солисты-вокалисты – исполнители на языках народов Дагестана; - вокальный ансамбль «Эридан»; - ансамбль современного танца «Адемос».Основные направления деятельности Даггосфилармонии: - музыкально-просветительская работа; - осуществление концертов филармонического жанра, сохранение и распространение мирового и национального музыкального наследия; - предоставление населению жанрово сбалансированных концертных программ; - организация и проведение различных фестивалей; - организация гастролей артистов филармонии и приглашённых коллективов и солистов; - проведение концертов мастеров искусств и артистов национальной эстрады; - организация юбилейных и корпоративных мероприятий; - организация Дней городов и районов республики.
В 1913 году в Дагестанской области был открыт первый за всю дореволюционную историю музей. Идея его создания принадлежала русскому врачу И. С. Костемеревскому. Замечательный представитель русской интеллигенции, много сделавший для охраны здоровья и подъёма культурного уровня горцев, И.С. Костемеревский мечтал об открытии музея, где можно было бы сосредоточить лучшие образцы изделий дагестанских мастеров и другие материалы по истории и культуре края. В 1891 году он завещал на эти цели значительную часть своих сбережений. Однако, лишь спустя 22 года, когда средства, оставленные Костемеревским, за счёт процентов увеличились почти вдвое, было решено открыть музей. В фондах музея представлена этнографическая коллекция, а также коллекция огнестрельного и холодного оружия (русского, европейского, восточного и местного производства).
Дагестанский музей изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой создан по распоряжению Совета Министров РСФСР от 23 апреля 1958 г. № 2128-р и Приказу МК ДАССР от 2 сентября 1958 года № 85. Основу музейного собрания составили экспонаты, переданные из художественного отдела Краеведческого музея (ныне Национальный музей Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи) – живопись, графика, скульптура, изделия декоративно-прикладного искусства. За все время существования музея коллекция выросла до 19 000 единиц хранения. В 2001 году по решению Правительства Республики Дагестан (Указ Госсовета РД от 23 января 2001 г.) музею было присвоено имя П. С. Гамзатовой. Сегодня музей располагается в здании постройки начала 1930-х гг. – бывшего Верховного Совета ДАССР по ул. М. Горького. Общая площадь – 1 550 кв. м. Постоянная экспозиция музея размещена в девяти залах и состоит из следующих разделов: «Русское искусство XIX – нач. XX вв.», «Западноевропейское искусство ХVI – нач. ХХ вв.», «Декоративно-прикладное искусство Дагестана».
Республиканский русский драматический театр им. М. Горького – первый профессиональный театр республики. Этот театр был открыт в октябре 1925 года по решению Наркомпроса Дагестана. Одновременно с открытием театра при нем была создана драматическая студия, ставшая основой для создания национальных театров. Первый театральный сезон длился пять месяцев. За это время махачкалинцы увидели «Горе от ума» А. Грибоедова, «Принцессу Турандот» К. Гоцци, «Мандат» Н. Евреинова. Театром руководили замечательные актёры и педагоги Б. Байков и Н. Шатров. В 1926 году по предложению наркома просвещения Дагестана А. Тахо-Годи театр возглавил Н. Синельников. На его сцене с успехом шли лучшие пьесы русской, западной и советской классики. Театр был первым учителем и воспитателем театрального зрителя Дагестана.
Театр
Дагестанский государственный театр кукол
пр-т Расула Гамзатова, 40
Основную цель своей творческой деятельности Даггостеатр кукол видит в формировании всестороннего и гармонического развития молодого поколения республики. Желанием сделать духовный мир нашей детворы чище, выше и прекрасней продиктована организация и проведение таких крае-угольных в деятельности Театра мероприятий, как республиканский фестиваль детских театральных студий, драматических и кукольных кружков, конкурс юных чтецов, выставки детского рисунка и другие.
Музей боевой славы является филиалом Национального музея Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи. Основное место в экспозиции музея занимает тема Великой Отечественной войны, но уделено внимание и истории афганских событий, и способам защиты Дагестана от бандформирований. Экскурсии по Музею помогают восстановить связь поколений, воспитывая чувство гордости за Родину и уважение к ветеранам боевых действий. В постоянной экспозиции музея представлены военные фотографии, документы, оружие, предметы одежды и военного быта.
Начало театру дала постановка национальной оперы «Хочбар» классика дагестанской музыки Готфрида Гасанова в 1998 году. В то время Министром культуры Дагестана была Наида Абдулгамидова, которая выступила с инициативой создания такого театра в республике. И в марте 1999 года согласно Постановлению Правительства РД 01.03.1999 г. № 49 в целях дальнейшего развития музыкальной и хореографической культуры и повышения общекультурного уровня населения было принято решение о создании в Дагестане государственного театра оперы и балета. Создание театра было огромным событием не только в истории культуры и искусства Дагестана, но и социально значимым для всех народов республики. В репертуаре театра – две национальные оперы «Хочбар» Г. Гасанова, «Йырчи Казак» Н. Дагирова (по причине незавершенности опера не эксплуатируется), опера русского классика С. Рахманинова «Алеко», опера П. Чайковского «Иоланта», а также яркие веселые сказки для детей: «Красная Шапочка» В. Гокиели и «Кошкин дом» П. Вальдгардта. Театром поставлены оперетта «Аршин мал алан» на музыку У. Гаджибекова и музыкальная комедия «Валида» М. Кажлаева. В репертуаре театра имеются фрагменты оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского в концертном варианте. Поставлены балеты – «Горянка», «Шамиль», «Легенда о любви» – М. Кажлаева (либретто М. Оздоева), балет «Энигма» на музыку французских композиторов, шоу-балет «Чарли-великий маг», два одноактных балета на музыку П. Чайковского: «Поэт и Муза» П. Чайковского и «Гамлет». В настоящее время театр работает над постановкой музыкальной комедии «Странствия Бахадура» Ш. Чалаева по пьесе А. Абу-Бакара и оперой «Шарвили» М. Гусейнова по одноимённому сюжету лезгинского народного героического эпоса. С каждым годом растет количество спектаклей, а соответственно, увеличивается и число поклонников оперного искусства. Нужно отметить, что в последние годы театр достиг своей художественной зрелости. Этому способствует и работа над лучшими образцами зарубежной и русской оперной классики: «Половецкие пляски с хором» из оперы А. Бородина «Князь Игорь», «Каватина Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» В. Моцарта, «Песня Томского» из оперы П. Чайковского «Пиковая Дама», «Ария Грязнова с хором» из оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста», дуэт Джильды и Риголетто из оперы «Риголетто», «Застольная песня с хором» из оперы «Травиата» Дж. Верди.  В театре трудится более 170 человек творческого персонала. В труппе народные и заслуженные артисты РФ и РД, А. Айгумов, М. Курачев, У. Арбуханова, Б. Осаев, А. Магомедмирзаев, М. Абасов, М-Р. Заваев, С. Мусаева, М. Исмаилова, М. Камалов, Я. Исаков, солистки Н. Исабекова, З. Даибова, Т. Елистратова и другие. Кроме репетиционной и эксплуатационной деятельности, коллектив театра в течение года принимает активное участие во всех мероприятиях, проводимых в республике и за её пределами. В последнее время постоянными стали встречи ведущих артистов театра с коллективами вузов, колледжей, техникумов и школ. В практику работы театра вошли встречи с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей, с детьми и подростками с ограниченными возможностями. Знаменательным событием для театра стало участие артистов балета в фестивале «Белые ночи» в г. Перми. Группа показала на сцене Пермского академического театра оперы и балета одноактный балет «Поэт и Муза» на музыку П. Чайковского (Либретто и хореография М. Оздоева).
Театр
Кумыкский театр имени А.-П. Салаватова
ул Буйнакского,д 10
29 октября 1930 года (протокол № 36) Совет народных комиссаров ДАССР принял постановление о создании Кумыкской национальной театральной студии из числа одаренной молодежи. Предшествием такому решению было то, что в свое время передовые деятели культуры и представительства, такие как З. Батырмурзаев, С. Казбеков, Т. Бийбулатов и другие ставили спектакли в драматическом кружке «Тангчолпан». Это были 1906–1916 гг. В г. Темирханшура на базе педагогического техникума в 1926 году была открыта театральная студия. Инициатором создания студии был нарком просвещения Алибек Тахо-Годи. Руководителями и бессменными педагогами студии были подлинные энтуазисты театрального дела Т. Бийбулатов, известные актеры и режиссёры Н. Шатров и Б. Т. Байков. Большую роль в формировании творческого состава сыграл другой крупный деятель театрального дела Н. А. Синельников, руководивший в те годы Русским драм. театром в г. Портпетровск. Неоценим вклад Т. Бийбулатова в создании и формировании Кумыкского театра – первый актер, педагог, режиссёр, композитор и переводчик. В 1927 году студия переводится из города Темирханшура в г.Порт-Петровск и преобразовывается в музыкально-театральный техникум. Первыми выпускниками были ныне известные Гамид Рустамов, Алим Курумов, Амир Курбанов, Барият Мурадова, Елена Легоминиди, Хайбат Магомедова, Ушкият Сафаралиева, Шахмардан Абдуллаев, Абдурахман Магаев и другие. В последствии в театре появляется талантливая молодежь – Дадам Саиднуров, Тажутдин Гаджиев, Магомед Курбанов, Магомед Рашидханов, Хайбат Казимагомедова, Саният Мурадова… С первых дней на сцене театра началась работа над крупными спектаклями, такими как «Отелло» У. Шекспира, «Гибель эскадры», «Платон Кречет» А. Корнейчука в переводе Т. Бийбулатова, «Аршин-мал-Алан» У. Гаджибекова, а также пьес местных авторов «Горные соколы», «Бораган» А. Курбанова, «В жизнь» Г. Рустамова, «Легенда о любви» Н. Хикмета, «Хюледжи» Р.-Н. Гюнтекина, «Торосский злодей», «Убей меня голубчик» А. Несина, пьесы У. Шекспира и Шиллера, К. Гоцци, Лопо де Вега и многих именитых драматургов мира. Огромными событиями в культурной жизни Республики стали постановки пьес основоположника не только Кумыкской, но и Дагестанской драматургии А.-П. Салаватова «Айгази», «Красные партизаны», «Карачач». Пьеса «Айгази» вот уже более 69 лет является визитной карточкой Кумыкского театра. «Молла Насрутдин» М. Курбанова вот уже более 70 лет не сходит со сцены театра, сменились исполнители ролей, а бессмертная пьеса «Молла Насрутдин» идет на сцене театра более 1 000 раз. 1942 году по просьбе коллектива и руководства из города Буйнакск, театр переводится в прифронтовой город Махачкала. В 1955 году в честь 25-летия со дня основания Указом Президиума Верховного Совета ДАССР театру присваивается имя А.-П. Салаватова. В золотом фонде театра спектакли по пьесам многих местных авторов – «Молла Насрутдин» М. Курбанова, «Бораган» А. Курбанова, «Андалал» М. Хуршилова, «Горцы» Р. Фатуева, «Ансар» А. Аткая и многие другие. Кумыкский театр гордится местными драматургами, которые сотрудничали в разные годы сотрудничают и сегодня, такими как А. Салаватов, Г. Рустамов, А. Сулейманов, Аткай, М. Хуршилов, А. Курбанов, С. Джетере, М. Яхъяев, У. Мантаева, Б. Атаев, З. Атаева, А. Атаев, Х. Авшалумов, М. Атабаев, Б. Аджиев и многие другие. Долгие годы с 1938–1974 годы театром руководил первый профессиональный режиссёр Дагестана? выпускник ГИТИСа, народный артист России Гамид Рустамов. Именно в эти годы под его руководством театр обретает свое творческое лицо, свой почерк. Он был также замечательным драматургом, который написал десятки пьес, такие как «Если сердце захочет», «Уллубий Буйнакский», «Под деревом», «Под окном» и другие. В 1952 году для пополнения труппы была открыта театральная студия при театре, которую окончили такие известные ныне артисты, как М. Акмурзаев, Ю. Муратбеков, Н. Максудов, З. Атагишиева и другие. Первую студию высшем театральном училище имени Щукина в г. Москве 1962 году окончили такие ныне известные артисты и режиссёры, как А. Айгумов, З. Хиясов, И. Казиев, И. Курумова, Н. Мусаева. Вторая студия обучалась в Грузинском государственном театральном институте им. Ш. Руставели на факультете артистов музыкальной комедии – Б. Осаев, А. Асельдеров, Б. Мантаев – выпускники 1973 года. Третья студия – училище им. Щукина ныне ведущие артисты театра – Б. Магомедов, И. Акаутдинов, З. Магомедова – выпустились в 1983 году. Сегодня творческий состав театра пополняется за счет выпускников актерского отделения факультета культуры ДГУ. Из выпускников нужно отметить сегодня С. Салимову, Д. Бекеева, М. Касимова, П. Ихивова, Т. Умаева, Э. и Д. Магомедовых. Сегодня они составляют основу молодого поколения артистов театра. За 85 лет театром осуществлено более 500 постановок по произведению русских, советских, дагестанских и зарубежных авторов. В театре работали такие известные композиторы, как Г. Гасанов, Н. Дагиров, К. Шамасов, М. Кажлаев, А. Аскерханов, Х. Батыргишиев, А. Джафарова. Руководителями оркестра театра работали известные музыканты – В. Варшавский, Г. Папаян, Т. Джафаров, Ш. Ханмурзаев. Сегодня оркестр возглавляет дирижер и музыкант М. Абакаров. За многие годы выросла целая плеяда театральных художников Джемал, Юнисилаву, Э. Путерброд, И. Супьянов, В. Горский, Н. Бамматов, А. Мусаев, А. Акавов. Конечно, всем этим творческим процессом театра руководили режиссёры: Г. Рустамов, С. Джетере, И. Казиев, З. Хиясов и Б. Мантаев. Художественными руководителями и директорами в разные годы были известные в республике организаторы театрального дела: Т. Бийбулатов, М. Путерброд, А. Сулейманов, У. Сафаралиева, Ш. Манташев, А. Айгумов, Б. Осаев. За 85 лет театр объездил по дорогам Дагестана и за его пределами многие километры дорог, более 1 000 раз побывал в селах Дагестана со своими спектаклями, где их с нетерпением ожидает зритель. За пределами Дагестана театр гастролировал по Узбекистану, Азербайджану, Астраханской области, Чечено-Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии. Участвовали во многих фестивалях – Анкара, Конья Турция, Москва, Ленинград, Таганрог, Новороссийск, Уфа, Нальчик, Казань, Владикавказ и всегда возвращается с заслуженными наградами. Особое внимание зрителей и театроведов в последующие годы удостаивались постановки театра «Гюльжанат» И. Казиева и М. Расула, «Золотой портсигар» А. Сулейманова, «Материнское поле» Ч. Айтматова, «Госпожа Министерша» Нушича, «День чудесных обманов» Р. Шеридана, «Тангчолпан» А. Сулейманова, «Тенгир терек» Б. Атаева, «Золотой гусь» М. Атабаева, «Калыбельная» и «Одинокая» Т. Минулина, «Ты моя мама» Т. Батула… Особо хочется отметить пьесы местных авторов «Если сердце захочет» Г. Рустамова, «Завещание» З. Атаевой, «Шавхал Адильгерей-Тарковский» Б. Атаева – в постановках режиссёра И. Казиева. В октябре 2000 года Кумыкский театр принимал участие на фестивале театрального искусства Национальных театров Северного Кавказа «Сцена без границ», который проходил в г. Владикавказ. Театр показал спектакль по пьесе А. Салаватова «Айгази». За этот спектакль театр был удостоен почетного звания «Лучший спектакль фестиваля» и получил диплом «За талантливое воплощение на сцене театра национальной классики». На региональном Фестивале Национальных театров Северо Кавказского Федерального округа «Южная Сцена» в городе Нальчик спектакль Кумыкского театра «Если сердце захочет» получил диплом «Лучший спектакль». Актёры Басир Магомедов и Тотуханум Осаева получили дипломы «За лучшую мужскую роль» и «За лучшую женскую роль». На фестивале Театров Республики Дагестан актриса театра Сабият Салимова стала победителем в номинации «Лучшая женская роль», актер театра Пахурдин Ихивов – «За лучшую мужскую роль второго плана» в спектакле «Человек из Ламанчи». На международном театральном фестивале «Туганлык» в 2012 году в г. Уфа актриса театра Тотуханум Осаева завоевала приз за «Лучшую женскую роль». Артист театра Байсолтан Осаев был удостоен диплома I степени за роль второго плана. В 1960 году на декаде литературы и искусств Дагестана в Москве высокого звания «Народный артист СССР» удостаивается великая актриса Барият Мурадова. Многие артисты, режиссёры, художники, композиторы и деятели театра награждены орденами и медалями, почетными званиями «Народный артист РФ», «Заслуженный артист РФ», «Народный и Заслуженный артист РД». С 1 января 2017 года директором театра назначен заслуженный работник РФ Скандарбек Тулпаров.
Театр
Театр поэзии
пр-кт Расула Гамзатова,д 12б
Театр поэзии создан в 2015 году. Культурное учреждение открыто в здании, где располагалась Республиканская юношеская библиотека имени Пушкина, а затем этнографический комплекс «Дагестанский аул». Главные цели работы театра – приобщение общества к литературе и чтению, увеличение зрительского интереса к поэзии, возрождение традиции поэтического исполнительства, расширение культурных контактов и популяризация поэзии Дагестана за пределами республики. На первом этаже театра разместился небольшой выставочный зал, на втором – сцена и зрительный зал на 100 мест. В театре реализуются проекты «Театры Дагестана на сцене Театра поэзии», «Встречи в Театре поэзии», «Моя поэтическая тетрадь», «Читаем вслух», «Недели поэтической, музыкальной, театральной культуры народов Дагестана», проходят поэтические спектакли, встречи, чтения, вечера поэзии и поэтические семинары, а в галерее театра – выставки известных дагестанских художников и фотографов.
Аварский музыкально-драматический театр был основан в 1935 г. в селе Хунзах Хунзахского района ДАССР. В 1943 г. театр был переведен в г. Буйнакск, а с 1968 г. – в г. Махачкалу. В 1951 г. театру присвоено имя народного поэта Дагестана Гамзата Цадасы. Первыми основателями и режиссерами театра были А. М. Магаев, П. Шияновский, А. Артемьев. Росту театра способствовали проработавшие в разные периоды главными режиссерами театра режиссеры: В. П. Джапаридзе, В. Барукаев, Э. Асланов, Векслер, Х. А. Абдулгапуров и др. За 80 лет театром осуществлены постановки более 600 пьес и инсценировок зарубежной, русской и советской, а также дагестанской драматургии. В 1961 году театр преобразован в «музыкально-драматический». Театр ежегодно гастролирует в четырех городах: Каспийск, Кизилюрт, Буйнакск, Хасавюрт, и еще в 18-ти районах республики. Театр особое внимание уделял и уделяет детскому зрителю. Для них в последнее время значительными постановками явились: «Шкатулка и свирель» И. Гусейнова, «Кот в сапогах» С. Прокофьева, Г. Сапгира, «Индейцы» В. Чичкова, «Четыре близнеца» И. Илавайского, «Житель соколиной горы» Р. Рашидова, «Зайка-Зазнайка» С. Михалкова, «Золотой цыпленок» С. Михалкова, «Дурочка» И. Танунина, «Навруз» А. Абу-Бакар и многие другие. В 2001 г. театр участвовал на республиканском смотре-фестивале «Театр-детям» со спектаклем «Волшебная палочка» М. Панфилова, а в 2003 году участвовал в республиканском фестивале театрального искусства Дагестана со спектаклями «Али и Космолет» Т. Арсланова и «Не поверишь, умру» Исфандияра. В 2008 году в новой интерпретации осуществлен спектакль «Горянка» Расула Гамзатова (режиссер – Х. Абдулгапуров). В 2010 году Международной академией культуры и искусства (г. Москва) театру вручен диплом и присужден почетный статус «Национальное достояние России – 2010» (за вклад в развитие современной культуры, проведение просветительских и гуманитарных проектов, направленных на гармоничное воспитание молодежи, формирование общественной среды на основе высоких нравственных ценностей). В сентябре 2014 года труппа театра взяла на себя инициативу организации культурной программы на Международном празднике «Белые журавли» в с. Гуниб, где приняла самое активное участие. Коллектив театра ставит перед собой задачу высоко нести знамя лучших традиций сценического искусства и твердо идти в ногу со временем. Театр живет активной творческой жизнью. Впереди новые замыслы, интересные проекты, новые гастроли и радостные встречи со зрителями…
Лакский государственный музыкально-драматический театр им. Э. Капиева берет свое начало с любительского кружка лакской интеллигенции, который начал работать в селении Кумух Кази-Кумухского округа в 1914 году. У колыбели театра стояли И. Балугов, А. Джалалов, А. Алиев, А. Гунашев, Г. Буганов, З. Султанов, А. Гусейнов, М. Рамазанова. Ставили пьесы молодого драматурга М. Чаринова о судьбе горской женщины («Хабибат и Хаджияв», «Шагалай», «Шумайсат»). В 60-70 годы и в дальнейшем расширяется круг национальных драматургов, пишущих для театра: Б. Рамазанов, Ц. Камалов, М. Бутаев, К. Мазаев, В. Эфендиев, Г. Алиева, Р. Рамазанов, М. Давыдов. В 1973 году был подготовлен второй выпуск для Лакского театра в Ереванском художественно-театральном институте. В 80-е годы в театр пришли выпускники третьей лакской студии, подготовленной в Тбилисском театральном институте. В 1999 году театр был награжден дипломом за участие в фестивале, посвященном 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. В 2004 году Министерство культуры РФ и Министерство культуры РД наградили Лакский театр дипломом фестиваля «Поэтический театр Дагестана», посвященного 80-летию народного поэта Дагестана Расула Гамзатова за жанровое обогащение театрального искусства Дагестана – постановку мюзикла «Колесо жизни». В театре работают артисты разных поколений. Это и ветераны труда, и также молодежь. У каждого из них свое творческое лицо, своя индивидуальность, каждый активно занят в репертуаре театра. В настоящее время художественный руководитель театра – засл. деятель искусств РФ Б. Н. Магомедгаджиева.